Главная Мой профиль Регистрация Выход Вход
Памяти Лады Билыч
Суббота
20.4.2024
02:39
Приветствую Вас Гость | RSS ВходРегистрацияГлавная
Меню сайта
Категории раздела
На публикации Лады Билыч [1]
О киевских литобъединениях [1]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

К вечеру-презентации посмертно вышедшего сборника Лады Билыч "Вдоль путей"
Мне хотелось бы не столько говорить о стихах Клавдии Михайловны (ибо настоящей поэзии комментарии не нужны), сколько озвучить некоторые из завороживших меня стихотворений, опубликованных в этом сборнике.

Лейтмотивом вышедшей не так давно новой книги Петра Вайля "Стихи про меня" является мысль о том, что мастерство поэта по достоинству оценивается тогда, когда его стихи попадают в резонанс с душевными порывами читателя, находят отклик в его душе. И это более чем справедливо.

Близость поэзии Лады Билыч почитателям ее таланта, основывается не только на узнаваемости киевских контекстов:

"Стихи перестану писать…
И стану похожей на прочих,
умеющих петь и плясать,
а не - ворожить и пророчить",

но и на своеобразной поэтике произведений "немого поколения" (по определению А.Битова), не зашореной идеологическими штампами и слащавым украшательством. "Винтики в науке - хороши, винтики в поэзии - нелепы"
В стихотворениях Клавдии Михайловны бьет родник свежих, поражающих искренностью и живостью, образов. В новом сборнике "Вдоль путей" - это стихи-впечатления: "Скручено лето, как длинная лента", "Времена года",
"Отпуск":
"В волосах - хвоинка-заколка,
под ногтями - черничный сок…
Этот отпуск длился недолго:
целый день и еще часок.
Но хватило его с лихвою
и на то, чтобы слиться с листвою,
и на то, чтоб забыть вполне,
сколько лет миновало мне…",

а вот еще:
"Я пристально следила за весной
и, будто врач в истории болезни,
описывала мартовский озноб,
и легкий жар простуженного леса.
И приступ смеха первого ручья,
и первых гроз сплошную истеричность…
Но вот теперь - в растерянности я:
болезнь проходит, хлопоты излишни"

Конечно, особенно созвучна женской душе любовная лирика поэтессы. Так ёмко: "Прививкой против тысячи касаний - твоя рука" (стихотворение "Молчу. Молчу. Не поминаю всуе")
А какая жизненная драма запечатлена в стихотворении "Телепатия"!:

"Пришел во сне. Впервые за сто лет.
Хочу обнять - не слушаются руки,
хочу поцеловать - движений нет.
Хочу назвать - исчезли звуки.
Но я могу глядеть! И я гляжу,
морщины щёк разглаживаю взглядом.
Не в обладанье счастье нахожу,
а в том, что - рядом…
И ты глядишь. Печален этот взгляд.
Мы лишены всего, что мы умели,
зато как души жарко говорят.
На истинном пределе.
А сон, пространство сна,
где ты стоишь,
багровой массой полнится к рассвету.
Я чувствую - ты в эту ночь не спишь.
Ты умер где-то."

И еще короткое, но ёмкое стихотворение, навеянное, очевидно, песней популярной в 1980-х гг. певицы Анны Герман:

"Напрасно ждала,- говорит певица,
И я повторяю: ждала напрасно.
Мелькают, мелькают чужие лица,
и кружится диск с наклейкою красной.
Напрасно ждала, - говорят ладони,
пустые ладони, остывших рук…
И я понимаю: женская доля -
всегда зависеть от слова "вдруг".

Особенностью поэзии Лады Билыч, как мне кажется, есть резкий переход от выпукло-описанных, ярких подробностей повседневной жизни к глобальным, но вполне оправданным, обобщениям, реминисценциям. Так, в стихотворении "Коломенское":

"В бинокль видно: на пароме - люд,
и самосвал, груженый чем-то красным,
и добрый незатейливый уют
веселых баб в косыночках цветастых,
Но это все - в бинокль. А сдвинь кольцо,
освободи свой взор для дальнего полета
- и Вечности придвинется лицо
в росинках приполуденного пота.
Не так, а этак, под иным углом
взгляни на мир - и молодой и старый…
Меж берегами движется паром.
Там за огромным письменным столом
седая Вечность пишет мемуары".

Напряженная "работа души", сопряженная с высокой требовательностью к себе, сквозит во множестве стихотворений поэтессы:


"И тогда-то, отбросив перо,
просидеть над рекой до рассвета,
разобраться: где зло, где добро,
есть ли что-то в тебе от поэта…"

("Улететь бы куда-нибудь, что ли")

Уже не раз отмеченная, манера создания стихотворений-диалогов, делает ее стихи живыми и близкими:


"Я что-то в жизни путаю, решаю,
то "здравствуй" говорю, а то "прости".
Я приезжаю, снова уезжаю,
но на изгибе хитрого пути,
в излучине его - одно и то же:
родной, нетленный, шестизначный код…
И он - татуировкою по коже-
в меня навеки, кажется, врастет.
О, как легко там трубку поднимают,
как дивно за молчанье не корят!
"Что делаешь?" - спрошу,
и понимают.
"Работаю",- спокойно говорят.
Работаю… О, сладкий дух работы!
О, дивный вирус общего труда!
- Ну, как ты там?
- Ну, с кем ты там?
- Ну, что ты? -
я не спрошу, сгорая от стыда.
Мир этой недосказанности старой
любую страсть мою переживет…
… И девять лет не трогают пожары
родной, нетленный, шестизначный код."

Мне хочется поблагодарить ее маму - Аллу Михайловну, и всех, кто был причастен к изданию этого сборника, за новую радость встречи с поэзией Лады Билыч.
Отдельная благодарность автору предисловия за замечательное и достойное стихотворений "преддверие" к сборнику.
И, напоследок, хочу сообщить, что личный фонд Клавдии Михайловны Билич теперь передан на постоянное хранение в Центральный государственный архив-музей литературы и искусства Украины, который расположен на территории Св. Софии.
Так распорядилась Судьба, что "дорога к Храму"* завершилась свиданием с Орантой.**

--------------------------------------------------------------------------------

* так назывался первый сборник, подготовленный к изданию ее матерью, после смерти Ладочки
** "Синее платье Оранты" - так назывался последний сборник стихотворений Лады Билыч, изданный при ее жизни (- К.: Визант, 1999. - 63, [1] с.. )

искренняя поклонница творчества Лады Билыч
Татьяна Гарольдовна Маер, историк-архивист
Октябрь 2007г.

Категория: На публикации Лады Билыч | Добавил: agness (21.10.2008) E
Просмотров: 755 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024